Компьютерная грамотность, помощь и ремонт

Информационное противодействие — как эффективный метод борьбы с терроризмом. Информационное оружие как средство ведения информационного противоборства Аспекты сферы информационного противодействия

Обозреватель - Observer 2001 № 12

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

В БЕСКОНТАКТНЫХ ВОЙНАХ

В.СЛИПЧЕНКО,

доктор военных наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Проявление большого интереса к информационному противоборству в войнах будущего не случайно, так как это связано с тем, что информация становится таким же оружием, как ракеты, бомбы, торпеды и т.п. Сейчас уже ясно, что информационное противоборство становится тем фактором, который окажет существенное влияние на войны будущего, их начало, ход и исход.

Одним из важнейших механизмов зарождения бесконтактных войн является происходящая сейчас в некоторых странах революция не только в военном деле, но и информационная научно-техническая, которая также формирует совершенно новые информационные системы планетарного масштаба. Безусловно, в переходный период к бесконтактным войнам, примерно до 2010 г., еще будут сохраняться многие элементы противоборства прошлого поколения контактных войн, однако совершенно ясно, что произойдет резкий скачок в сторону информатизации и автоматизации управления войсками и оружием. Следует ожидать бурного процесса автоматизации всех уровней организационной структуры вооруженных сил, однако в переходный период информационное противоборство сохранится пока как один из видов обеспечения всех других видов борьбы.

Можно предвидеть, что после завершения переходного периода к бесконтактным войнам, информационное противоборство постепенно выйдет за пределы обеспечивающего вида и станет боевым , то есть приобретет самостоятельный характер среди других форм и способов борьбы. Превосходство над противником будет достигаться через преимущество в получении разнотипной информации, мобильности, быстроте реакции, в точном огневом и информационном воздействии в реальном масштабе времени по многочисленным объектам его экономики, военным объектам и при минимально возможном риске для своих сил и средств. Однако в отличие от ударного высокоточного оружия, которое поражает конкретный, специально выбранный важный объект или его критическую точку, информационное оружие будет системоразрушающим, то есть выводящим из строя целые боевые, экономические или социальные системы.

Владение информационными ресурсами в войнах будущего станет таким же непременным атрибутом, как в прошлых войнах владение силами и средствами, вооружением, боеприпасами, транспортом и т.п. Выигрыш в информационном противоборстве в ходе бесконтактных войн может способствовать достижению их стратегических целей.

Таким образом, под информационным противоборством в бесконтактных войнах следует понимать новую, именно стратегическую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей войны.

Однако надо обратить внимание, что информационное противоборство как вид обеспечения военных действий практически никогда не прекращалось во всех прошлых поколениях войн, идет оно и сейчас, так как стороны всегда стремились соответствующим образом контролировать информацию противника не только в военное, но и в мирное время.

В самом общем виде главной целью информационного противоборства (информационной борьбы) является сохранение необходимого уровня своей информационной безопасности и снижение уровня этой безопасности у противника. Поставленная цель может быть достигнута решением ряда взаимоувязанных задач, важнейшими из которых будут разрушение информационного ресурса и поля противника и сохранение своего информационного ресурса и поля.

Вполне очевидно, что для противоборства в бесконтактных войнах информационный ресурс высокоточного оружия должен будет иметь полный набор программных средств и мер как активной, так и пассивной защиты. Потребуется защищать от атак на информационные системы высокоточного оружия, но одновременно осуществлять и его активные и пассивные воздействия по отношению ко всем существующим и перспективным системам ПВО и ПРО противника. Вполне вероятно, что информационное противоборство будет тесно связано с системами и средствами разведки.

Первый опыт ведения информационного противоборства в виде операции был приобретен в бесконтактной войне в зоне Персидского залива в 1991 г. Тогда многонациональные силы во главе с США, проводя специально спланированное радиоэлектронное и огневое противодействие оперативного масштаба, осуществили блокирование практически всей государственной и военной информационной системы Ирака.

Второй эксперимент подобного масштаба был проведен в войне в Югославии в 1999 г.

Однако эти успехи не только окрылили США, многонациональные силы и страны НАТО в понимании роли информационного противоборства в бесконтактных войнах, но и заставили задуматься над тем, как выйти из подобного положения, если такое противоборство будет навязано им самим.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной публицистике, и даже в серьезных научных работах, часто можно встретить утверждение, что уже ведется и будет вестись не "информационное противоборство", а "информационная война". Однако понятие "война" в данном сочетании вообще не подходит, так как оно относится к более сложному общественно-политическому явлению. Война - особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами, народами, социальными группами и обусловленное применением вооруженного насилия для достижения политических, экономических и иных целей. Война представляет собой не только противоборство информационное, но и общественных систем, классов, наций, государств с применением дипломатического, политического, информационного, психологического, финансового, экономического воздействия, вооруженного насилия и многих других форм и способов борьбы для достижения стратегических и политических целей.

Думается, что, по крайней мере, в ближайшие 20-40 лет еще не следует ожидать появления следующего, седьмого поколения также бесконтактных, но уже "информационных войн", в которых системообразующим видом борьбы будет именно информационное противоборство. Если такие войны возникнут в будущем, то они, безусловно, будут вестись в информационном пространстве планеты и в основном информационными средствами. Однако это очередное, седьмое поколение войн может зародиться не раньше, чем через 50 лет. А до этого будет вестись именно информационное противоборство, а не война.

Можно предвидеть, что войны седьмого поколения непременно выйдут из оперативного и даже стратегического масштаба и сразу приобретут планетарный масштаб. Причем уже сейчас просматривается, что такие бесконтактные войны следующего, седьмого поколения все же не будут вестись лишь информационными средствами, и не будут вестись против конкретного противника. Используя информационные сети и ресурсы, агрессор может провоцировать техногенные катастрофы в больших экономических районах, регионах и частях света. Не исключено, что после 2050 г. в ходе информационных войн может получить развитие экологическое оружие для адресного воздействия на минеральные и биоресурсы стран, на отдельные локальные области биосферы (атмосферы, гидросферы, литосферы), на климатические ресурсы в локальных пространствах Земли. Однако здесь явно обнажается абсурдность такой информационной войны, так как она будет связана не только с процессами нарушения нормального функционирования информационного пространства и информационного ресурса планеты, но и среды жизнеобеспечения земных жителей. Важно отметить, что в войнах последующих поколений, начиная с шестого (бесконтактные войны), человек не будет представлять собой главную цель поражения. Он будет поражаться косвенно, через поражение других связанных с обеспечением его жизни структур и систем.

Что касается бесконтактных войн (шестое поколение), то "информационное противоборство", или "информационная борьба" в них являются вполне законными понятиями и выражают борьбу сторон за превосходство в количестве, качестве и скорости добывания, анализа и применения информации. Ясно, что этот вид противоборства так же, как и другие его виды в бесконтактных войнах, уже сейчас имеет две четко обозначенные составляющие - оборонительную и наступательную, или ударную.

Оборонительная - защитить свою информационную инфраструктуру и информационную от воздействия противника, обеспечить безопасность собственных информационных ресурсов.

Наступательная (ударная) - дезорганизовать или разрушить информационную инфраструктуру противника, нарушить процесс оперативного управления его силами и средствами.

Для оборонительной составляющей в бесконтактных войнах могут найти применение такие формы и способы обеспечения безопасности собственных информационных систем и ресурсов, как:

    оперативная и стратегическая маскировка;

    физическая защита объектов информационной инфраструктуры;

    дезинформация;

    радиоэлектронная борьба и др.

Для ударной составляющей информационного противоборства в бесконтактных войнах найдут применение такие способы борьбы, как:

    стратегическая маскировка;

    дезинформация;

    радиоэлектронное противоборство;

    физическое разрушение и уничтожение объектов информационной инфраструктуры;

    "атаки" на компьютерные сети противника;

    "информационное воздействие";

    "информационное вторжение" или "информационная агрессия";

    "информационные удары".

Не исключено, что в рамках информационного противоборства самостоятельное развитие может получить кибернетическая борьба, в ходе которой будут наноситься мощные информационные удары по интегрированным компьютерным системам противника. Может осуществляться информационное вторжение через сети Интернета с целью нарушить системы жизнеобеспечения, электро-, газо-, водоснабжения противника, его системы связи, движение транспорта; сорвать его финансовые операции и т.п. Все это может быть реализовано в виде широкого спектра воздействий и представлять жизненную угрозу безопасности стран, подвергшихся агрессии.

Сейчас каждый новый сигнал о взломе или блокировке сетей Интернета свидетельствует об уязвимости даже самых современных технологий. Однако производители программного обеспечения пока не демонстрируют стремления защитить Интернет. Следует ожидать, что через эти же каналы можно будет без всяких свидетелей проводить психологическое воздействие на противника, а свое государство предупреждать заранее об угрозе его национальным интересам. Доступность глобальной компьютерной сети позволяет передавать необходимую информацию в любой регион мира и выполнять многие задачи, связанные с информационным противоборством.

В связи с тем, что сейчас уже явно видно движение некоторых стран в сторону бесконтактных войн, следует ожидать, что и информационное противоборство в этих странах будет также развиваться в следующих направлениях:

    ставка на информационное обеспечение военно-технического превосходства;

    информационная борьба с системами управления стратегических ударных и стратегических оборонительных сил различных уровней;

    борьба информационных систем высокоточных ударных и оборонительных средств сторон;

    создание сложной радиоэлектронной обстановки в воздушно-космическом пространстве в районе боевых действий и на всем театре войны (военных действий);

    навязывание противнику своих правил ведения военных действий за счет информационного превосходства и возможности информационного обеспечения массированных высокоточных ракетных ударов по всем азимутам.

Информационное противоборство многогранно. Используя системные методы анализа, можно быстро найти наиболее уязвимые места в системах управления, связи, компьютерного обеспечения, разведки и всестороннего обеспечения боевых действий противника. Выводя из строя критические системообразующие элементы военной и экономической инфраструктуры противника, можно существенно повысить эффективность своих действий в других видах противоборства. Критическими звеньями системы управления противника в первую очередь будут информационные средства, подавление, разрушение или уничтожение которых приведет к немедленному снижению его возможностей по управлению боевыми системами, силами и средствами, а значит, и по нанесению массированных высокоточных ракетных ударов по объектам экономического потенциала.

Важнейшей составляющей информационного противоборства, видимо, останется и радиоэлектронное подавление . Оно уже является одним из наиболее эффективных видов обеспечения боевых действий в войне. В бесконтактных войнах радиоэлектронное подавление непременно выйдет из обеспечивающего вида и станет самостоятельным видом противоборства, особенно в случаях, когда противники будут вести войны разных поколений. Над территорией противника, отставшего в подготовке к бесконтактным войнам, по которому агрессор будет наносить длительный массированный удар высокоточными крылатыми и другими ракетами, может быть создана штормовая и даже ураганная помеховая радиоэлектронная обстановка. В результате этого окажутся заблокированными абсолютно все приемные радиоэлектронные средства на земле, на воде, под водой, в воздухе и космосе. Те средства, которые будут продолжать функционировать и излучать электромагнитную энергию, немедленно уничтожат самонаводящиеся на источник излучения ракеты.

На рубеже 2030-2050 гг. следует ожидать значительных прорывов в области информационного противоборства.

В этот период времени может быть создан искусственный интеллект, который, вполне вероятно, найдет широкое применение как в ударных, так и оборонительных системах вооружения, а также в силах и средствах РЭБ. Первые работы в этом направлении начались еще в 60-х годах ХХ в., но уже в начале нового века следует ожидать появления принципиально новых электронных моделей интеллекта. Они, вероятно, будут построены подобно нейронным сетям в человеческом мозге и окажутся способны параллельно обрабатывать всю поступающую информацию и, что самое главное, они смогут обучаться. Искусственный интеллект найдет широкое применение, прежде всего, в головках самонаведения высокоточных межконтинентальных и крылатых ракет, а также в средствах ПВО, противокрылаторакетной обороны.

Другое направление в этой области, очевидно, будет связано с созданием молекулярных компьютеров на базе органических материалов в комбинациях со схемами на кремнии. Обработка информации в этих компьютерах, вполне очевидно, будет кардинально отличаться от общепринятых электронных схем, поскольку будет осуществляться на молекулярном уровне. Трехмерная протеиновая решетка теоретически может обрабатывать информацию даже быстрее, чем человеческий мозг. Такие компьютеры, скорее всего, будут применяться в разведывательно-боевых системах с элементами наземного, морского, воздушного и космического базирования.

Итак, информационное противоборство практически становится важнейшим содержанием войн нового, шестого и, очевидно, последующих поколений. В дальнейшем следует ожидать применения в этом противоборстве сил и средств с искусственным интеллектом. В связи с возможностью с помощью информационного противоборства достигать оперативных и стратегических целей в войнах последующих поколений оно прочно приобретет значительную самостоятельность и явится неотъемлемым элементом всех остальных форм борьбы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Определения

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере , которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию , информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации , информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды : массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК); виртуальные коалиции.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
  • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационное противоборство" в других словарях:

    1) форма межгосударственного противоборства, предусматривающая целенаправленное использование специально разработанных средств для воздействия на информационный ресурс противостоящей стороны и защиты собственных ресурсов в интересах достижения… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - – вид социального противодействия, информационное воздействие на оппонента (противника) с целью искажения восприятия и понимания им складывающейся ситуации, вынуждающее его принимать ошибочные решения. Помимо информационного, противоборство м. б … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - … Википедия

    Горбенко, Александр - Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму с сентября 2010 года. В 2001… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Проект:Персоналии … Википедия

    ИП - «Иваново пресс» газета г. Иваново, издание ИП испытательный пресс ИП инженерна педагогика кафедра образование и наука Источник: http://www.krgtu.ru/structure/?idi=16&page … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (ср.> «манипуляция общественным мнением») один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

Книги

  • Информационное противоборство в моделях и задачах. 15 , С. П. Расторгуев , В силу новизны данного научного направления и, как следствие, отсутствия специалистов-практиков и соответствующих учебных курсов проблема подготовки специалистов для работы в сфере управления… Категория: Разное Серия: Школьная программа Издатель:

Помимо антитеррористической (силовой) составляющей, противодействие терроризму включает в себя и профилактическую (превентивную) работу.

Если антитеррористическая составляющая направлена на уничтожение или обезвреживание действующих участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), то профилактическая работа нацелена на нейтрализацию потенциальных террористов и их пособников, составляющих социальную базу терроризма.

Практика показывает, что успех в проведении антитеррористических (силовых) операций не всегда приводит к прямому положительному эффекту в профилактической составляющей борьбы с терроризмом. В условиях, когда на силовые подразделения фактически возложена и антитеррористическая и профилактическая работа, успешные и эффективные операции со стороны властей нередко ожесточают молодых участников бандформирований. Более того, ситуация, когда и антитеррористические, и профилактические мероприятия в регионе осуществляют только силовые структуры, при определенных обстоятельствах способны усугубить положение. Практика показывает, что на фоне регулярно проводящихся спецопераций, в ходе которых уничтожаются лидеры террористов, эмиры вилайятов, а также среднее руководящее звено террористического подполья, не удается пресечь сам процессе рекрутирования «рядовых» террористов. На смену одним приходят другие. Надо признать: информационную войну террористические силы и их союзники на Северном Кавказе в настоящее время выигрывают. В общественном мнении республик Северного Кавказа не создано атмосферы нетерпимости к боевикам и их сообщникам. Зачастую случается наоборот: боевиков пытаются оправдать, создавая им образы борцов с коррумпированной системой. Для молодых людей, не имеющих работу и покровителей, да еще находящихся под негласным наблюдением милиции, выход якобы один – «…уходить в лес».

Следует отметить, что в информационном противостоянии у террористов и их пособников есть и свои «адвокаты». Например, стало правилом, когда успешные антитеррористические операции в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии с подачи ряда правозащитников и блогеров именуются «зачистками» и «целенаправленным уничтожением гражданского населения». Этот деструктивный тезис используется даже некоторыми журналистами, регулярно указывающими на недостатки политики федерального центра на Северном Кавказе.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профилактикой терроризма наряду с антитеррористическими подразделениями должны заниматься (и отчасти этим как будто занимаются) традиционные для северокавказских народов институты гражданского общества: тухумы, тейпы, фамильные советы, советы старейшин, молодежные сообщества, известные спортсмены, блоггеры и т. д. С другой стороны, эти же «неформальные институты», зачастую, наоборот, работают на увеличение социальной базы терроризма, распространяя деструктивные мифы о том, что «…Россия хочет очистить Северный Кавказ от мусульман».

В этом контексте информационная составляющая профилактической борьбы с терроризмом выдвигается на одно из первых мест. Эффективная профилактическая работа по противодействию терроризму может оказать влияние на уменьшение его социальной базы. Однако складывается впечатление, что пока специалистами не осознана в достаточной степени необходимость целенаправленной систематизированной профилактической работы, способной повлиять на существенное уменьшение социальной базы терроризма .

Информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе в настоящее время включает:

  • информационную политику федеральных печатных и электронных СМИ по освещению антитеррористических операций, проводимых на территории СКФО;
  • работу региональных СМИ по противодействию терроризму и экстремизму;
  • деятельность пресс-служб федеральных органов и региональных управлений исполнительной власти (МВД, ФСБ).

Однако этих трех составляющих недостаточно. Нужны точечные информационные «инъекции», способные формировать негативный образ террористов. Не скоординированная и бессистемная информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе привела к серьезным потерям на информационном поле. Если в военном противостоянии сильны силовики, то информационное противостояние в республиках Северного Кавказа выигрывают деструктивные силы. Это подтверждают и уже укоренившиеся среди части населения идеологические штампы. В частности, часть населения северокавказских республик уверена, что нынешняя фаза антитеррористической операции является механизмом отмывания средств федеральными силовиками, прикомандированными к региону. Многие говорят о том, что Северный Кавказ для России важен именно как «стратегический очаг напряженности», где одни народы (как правило, христиане) натравливаются на других (мусульман).

Эти стереотипы репродуцируются оппозиционными СМИ, рядом некоммерческих организаций, а также некоторыми представителями региональных политических элит.

Можно утверждать, что на Северном Кавказе, к сожалению, сложилась хорошо отлаженная и почти безупречно работающая схема информационного противодействия антитеррористическим силам. Механизм противостояния работает по одной и той же «дорожной карте». В Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии после задержания или уничтожения террориста или подозреваемого лица стартует активная информационная атака на силовиков. Антитеррористические силы (силовики) обвиняются, как правило, в таких «смертных грехах» как превышение полномочий, внесудебные казни, убийства мирных жителей, незаконные задержания. В активный и хорошо отработанный процесс дезинформирования вовлекаются: родственники уничтоженного или задержанного; адвокаты - защитники участников незаконных вооруженных формирований (НВФ); журналисты; правозащитники - сотрудники некоммерческих организаций; блоггеры; активные пользователи Интернета. В ряде случаев, к процессу подключаются представители и региональных политических элит. Как правило, акторами-участниками этого деструктивного процесса активно распространяется информация о том, что задержанный или уничтоженный является жертвой произвола властей. Часто используются такие фразы - идеологические штампы как: «внесудебные казни», «…убитый силовиками», «…жертва милицейского произвола…» и т. д. Фактически деструктивным силам на Северном Кавказе удалось навязать антитеррористической коалиции свои правила ведения информационной войны. Как правило, антитеррористические силы вынуждены оправдываться или опровергать дезинформацию.

Можно с уверенностью утверждать, что в ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа сложилась уже устойчивая «около террористическая» инфраструктура. И в этой инфраструктуре серьезную позицию занимает именно информационная составляющая. Точнее - дезинформационная.

В этой связи считаем необходимым обратить внимание на ряд недостатков информационной составляющей борьбы с терроризмом. Во-первых, акторы информационного противостояния с терроризмом ведут информационную кампанию против действующих террористов и незаконных вооруженных формирований, забывая при этом потенциальных боевиков - молодых десоциальных молодых людей, составляющих социальную базу терроризма в республиках Северного Кавказа. Во-вторых, в процесс информационного противостояния терроризму вовлечены исключительно государственные органы. В отличие от противников, в информационной войне на стороне властей практически не участвуют некоммерческие организации, известные блоггеры, адвокаты, родственники жертв террористических актов, адвокаты. Не проявляют себя также соответствующим образом ни тухумы, ни тейпы, ни фамильные советы. Иными словами, «антитеррористическая сторона» не привлекает к информационной войне «активное гражданское население», которое в условиях Кавказа представляют как современные, так и традиционные структуры и институты.

Между тем, только сформировав широкую гражданско-государственную коалицию, можно надеяться наизменение ситуации на информационном поле противостояния терроризму на Северном Кавказе.

Еще на одну составляющую современного информационного противостояния в северокавказском регионе необходимо обратить внимание особо. Одними из активных акторов информационной войны являются пособники террористов, проживающие не на базах боевиков в горно-лесистой местности, а в населенных пунктах. Это, как правило, молодые люди (работающие или не работающие), которые осуществляют разовые поручения руководителей незаконных вооруженных формирований - амиров. Но это не единственная и даже, может, не главная их задача. Дело в том, что они выполняют роль неких «политинформаторов», осуществляя «информирование» молодых людей о том, что «…Россия - неправильная страна кяфиров, мунафиков и муртадов и единственный выход из ее состава и построение шариатского государства…». Помимо информационной работы они создают условия для рекрутирования молодых людей в состав участников незаконных вооруженных формирований, а некоторые их них непосредственно осуществляют рекрутирование в состав участников бандформирований. Практика рассмотрения уголовных дел по статье 205 УК РФ «терроризм», показывает, что большинство из них из потенциальных превращаются в реальных «лесных» участников незаконных вооруженных формирований.

Целью информационной составляющей борьбы с терроризмом является уменьшение социальной базы терроризма а также формирование негативного образа участников незаконных вооруженных формирований среди населения республик Северного Кавказа .

К работе по информационному противодействию терроризму необходимо привлечь:

  • авторитетных старших; выходцев из республик Северного Кавказа, получивших признание в других регионах и не утративших авторитета среди своего народа;
  • представителей некоммерческих организаций;
  • известных блогеров;
  • бывших террористов, находящихся в местах лишения свободы;
  • родителей и родственников террористов;
  • родителей и родственников погибших в специальных операциях силовиков;
  • известных спортсменов.

Необходимо охватить максимально большое информационное пространство и действовать на опережение. Что имеется в виду?

Первое. Информационная деструктивная деятельность участников незаконных вооруженных формирований и их пособников имеет региональный аспект. Террористы, находясь в различных вилайятах «Имарата Кавказ», как правило, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Соответственно, и информационная деструктивная деятельность имеет свои региональные особенности. Зачастую то, что имеет значение для потенциального участника незаконных вооруженных формирований в Ингушетии, может не возыметь действия в Дагестане или Кабардино-Балкарии.

Второе. На Кавказе очень большую, а в ряде случаев определяющую роль имеет родственно-фамильно или тухумо-тейповые узы. В этом контексте бывает очень трудно подчас найти общий язык выходцу из горной Чечни с уроженцем равнинного Надтеречного района той же республики. Точно так же жители Ингушетии разделены на «назрановцев» и на «батлаков». То, что может обратить в террористы «назрановца», возможно, не возымеет действия на жителя селения Сурхахи.

Следует отметить, что идеологи и ньюсмейкеры терроризма учитывают это обстоятельство и стремятся информационно не только объединить, но и отчасти «стандартизировать» такие разные по своим социальным связям и традиционной ментальности горные районы и анклавы. Например, такой одиозный террорист как Саид Бурятский (Александр Тихомиров) осознавал это и активно стремился объединить террористов не только идеологически, но и информационно, то есть создать единую информационную террористическую сеть.

Поэтому при формировании стратегии информационного противодействия терроризму необходимо руководствоваться принципом, универсальной методики противодействия терроризму, которая бы использовалась во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, но с учетом локальных традиционно значимых особенностей.

Стратегия информационного противодействия терроризму должна состоять из следующих этапов-методов:

  1. Регулярный анализ ситуации (контент-анализ региональных и федеральных СМИ). Цель этого этапа-метода – выявление «проблемных зон» в освещении антитеррористической работы на Северном Кавказе. Следует отметить, например, что помимо электронных СМИ, северокавказскую террористическую проблематику регулярно освещает газета «Коммерсант». Но работа по освещению проблемы в этом издании носит информативно-нейтральный характер и начисто лишена идейной антитеррористической нагрузки. Здесь нет комментариев специалистов-террологов, иногда опускаются подробности, характеризующие террористов как откровенных моральных уродов.
  2. Необходимо научно-экспертное сопровождение антитеррористической деятельности на постоянной основе, включая мониторинговые социологические исследования (массовые, экспертные, фокусные и т.д.) в средних и высших учебных заведениях, некоммерческих организациях, региональных общественно-политических организациях, средствах массовой информации Северо-Кавказского федерального округа .

    Целью реализации этого этапа является выявление примерного процента населения, симпатизирующего участникам незаконных вооруженных формирований. Успех реализации данного исследования зависит от качества подготовки анкеты и вопросов экспертного интервью. Аналогичные разовые опросы силами местных социологов уже проводились, и результаты исследований показывают - наличие проблемы очевидно. Молодые люди открыто симпатизирую участникам незаконных вооруженных формирований.
  3. Экспертный анализ уголовных дел, рассмотренных судами в отношении участников незаконных вооруженных формирований. Результаты этой работы должны стать основой для подготовки материалов-публикаций в электронные и печатные средства массовой информации. Часть материалов носит закрытый характер, но их обнародование (в допустимых пределах) необходимо, так как будет раскрывать истинную сущность террористов. Важно, чтобы эта работа носила регулярный системный характер и имела координирующее звено.
  4. Регулярное проведение круглых столов по проблеме противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму именно на Северном Кавказе. Кстати, этот метод активно используется представителями некоммерческого сектора, критикующими политику федеральных властей на Северном Кавказе. Эффективность этого метода очевидна, потому что с помощью его реализации формируется горизонтальная сеть единомышленников.
  5. Необходимо учреждение северокавказского антитеррорстического Интернет-портала. Помимо информации об антитеррорстической деятельности здесь целесообразно размещать информацию о людях, погибших в борьбе с террористами, защищая целостность страны. Здесь же можно размещать биографии террористов. Анализ показывает, что практически все они имеют криминальное прошлое. Реализация этого этапа-метода также будет способствовать созданию горизонтальной антитеррористической сети в республиках Северного Кавказа.
  6. Для молодежи необходимо организовывать встречи с авторитетными общественными деятелями, способными показывать деструктивность террористической и экстремистской деятельности .
  7. Одним из важных методов информационного противодействия терроризму должна стать грантовая деятельность региональных и местных властей республик Северного Кавказа, базирующаяся на идее российской гражданской идентичности, нетерпимости к терроризму и миру на Кавказе. Стоит отметить, что в настоящее времяна Северном Кавказе очень сильно развит как раз антироссийский (антифедеральный) общественный сектор. Некоммерческие организации региона, получающие финансирование из-за рубежа, осуществляющие, как правило, правозащитную деятельность, фактически работают на подрыв авторитета местной и федеральной власти. Эти институты гражданского общества уже очень продолжительное время формируют протестное гражданское общество на Кавказе, имеющее тесные контакты с зарубежными организациями. Этой деструктивной деятельности надо противопоставить грантовую политику региональных и местных властей. Поддержка грантами на конкурсных условиях общественных организаций - один из самых эффективных методов формирования сторонников того или иного общественного или политического направления. Анализ показывает, что в регионе нет ни одной активной некоммерческой организации, работающей на укрепление российской государственности или пропагандирующей борьбу с терроризмом, сепаратизмом или экстремизмом. В свою очередь, существует большое количество деструктивно работающих некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование профессионального протестного движения.
  8. Особенностью деструктивной информационной работы террористов и их пособников является то, что в их поле зрения, как правило, попадают социально незащищенные молодые люди, воспитывавшиеся в неполных семьях. Материалы допросов участников незаконных вооруженных формирований подтверждают этот тезис.

Поэтому для предотвращения рекрутирования людей в состав бандподполья было бы целесообразным формирование банка данных социально незащищенных молодых семей и молодых людей, не имеющих условий для достойного существования. В населенных пунктах Северного Кавказа эта работа не будет не выполнимой или очень трудоемкой для региональных органов социальной защиты. Имея такой банк данных, можно было бы очертить круг потенциально уязвимых для вовлечения в террористическую деятельность лиц.

Параллельно необходимо вести работу по информированию молодежи (кстати, не только социально незащищенной, но и обеспеченной ее части) об опасности участия в незаконных вооруженных формированиях. Необходимо разработать памятку-информацию «Что делать, если тебе предложили стать террористом» . Молодые люди часто попадают в «террористический капкан», из которого, по их мнению, выхода уже нет. Но необходимо разъяснять, что чем раньше уйти из под опеки участников незаконных вооруженных формирований, тем безопаснее. Причем памятка- информация должна быть написана и на национальных языках и на русском. Памятка должна быть подписана также каким-то уважаемым в регионе лицом.

В целом, становится очевидно, что без радикального реформирования информационной составляющей в системе мер по антитеррористической деятельности едва ли стоит ожидать заметных успехов на этом направлении.

Современный этап мирового развития характеризуется тем, что собственно информация, средства информатизации и связи, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации оказывают непосредственное и все более возрастающее влияние на экономическое, социальное и духовное развитие как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это свидетельствует о том, что в современных условиях информация и управление ею становится основанием и главным инструментом достижения целей в новом мироустройстве. Официально об этом было заявлено 22 июля 2000 года в Японии в ходе подписания руководителями восьми ведущих стран мира «Окинавской хартии глобального информационного общества». В этом документе продекларировано, что «информационно-телекоммуникационные технологии стали одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века.

Таким образом, на официальном уровне заявлено о вступлении мировой цивилизации в период своего развития, получившего название «информационного общества». По данным ЮНЕСКО объем современного рынка информационных услуг и технологий в настоящее время превышает 2 трлн. долларов и составляет 15% мировой торговли. В России только объемы реализации средств вычислительной техники и информатики оценивается более, чем в 1,5 млрд. долларов в год, а с учётом продаж программного продукта – около 4,5 млрд. долларов, что составляет около 5% годового ВВП России.

Наряду с очевидными благами мировая информационно-технологическая революция создала принципиально новые потенциальные угрозы жизнедеятельности как отдельных обществ, государств и их граждан, так и мирового сообщества в целом. В наибольшей степени это касается терроризма, мутация которого, по мнению специалистов, в наибольшей степени происходят именно в информационной сфере.

Быстрое развитие новых технологий существенно расширило возможности террористических организаций по манипулированию сознанием населения при подготовке и проведении террористических акций.

В связи с этим следует подчеркнуть такие характеристики современного терроризма:

  • нацеленность на получение сильного эмоционального эффекта от своих действий в обществе. Это выражается посредством достижения состояния страха и неуверенности у атакуемого населения и стремления к одобрению и симпатиям у своих последователей;
  • ориентация на распространение информации о совершённом теракте среди широкой общественности;
  • атаки производятся на такие объекты, которые имеют особый символический смысл для общества;
  • применение насилия террористами воспринимается в обществе (в первую очередь в развитых странах) как противоестественное, вступает в конфликт с социальными нормами и порождает в результате чувство тревоги, неуверенности и неизвестности.

При этом информационно-подрывная деятельность террористов может носить явный характер, и проводиться ими открыто или осуществляться скрытно, вестись от имени антитеррористических сил либо анонимно.

Основная цель террористов состоит в том, чтобы террористический акт стал известен населению и органам власти, получил широкий общественный резонанс. Такой общественный резонанс порождает страх и панические настроения среди членов общества, приводит к потере доверия к власти, и в конечном итоге вызывает политическую нестабильность.

Исходя из этого можно сделать вывод о наличии особой информационно-коммуникативной стратегии терроризма, которая и отличает его от каких-либо иных повстанческих или диверсионных действий. Посредством подобной стратегии террористические организации демонстрируют свою способность воздействия на органы государственной власти. Достигаемый эффект в значительной степени зависит:

  • от возможностей и особенностей функционирования в конкретном обществе каналов коммуникации;
  • от характера появляющихся в средствах массовой информации сообщений;
  • от способности СМИ представить случившееся как сенсацию.

Серьезную опасность представляет стремление международных террористических организаций использовать СМИ в качестве инструмента достижения своих преступных целей. У современного террора полем боя становится телеэкран. И не случайно в своих акциях террористы прежде всего требуют не денег, а ставят политические цели, требуют телекамеру и тележурналистов. Цель – манипулирующее воздействие на общество, чтобы уже оно предъявляло ультиматум своим лидерам.

Как показывает практика, информационный терроризм направлен не только на нанесение ущерба интересам отдельных государств, но и на расширение политического, экономического, идеологического влияния международных террористических организаций в мировом сообществе.

Развитие трансграничных электронных СМИ существенно расширяет возможности международных террористических организаций по манипулированию массовым сознанием. Такое, манипулирование, имея «мишенью» население нацеливается на изменение его сознания и поведения в выгодную для террористов сторону. При этом недостаточная информационная культура определенной части населения, слабая защищенность его от влияния экстремистской идеологии приводят к тому, что манипулируемые часто не сознают, что их мировоззрение идеалы, ценности, потребности и в целом образ мыслей во многом определяются антиобщественными интересами тех, кто ими манипулирует и стремится к господству над их духовным миром.

Современный информационный арсенал террористов насчитывает сотни приемов манипулирования с использованием СМИ, каналов межличностной, личностно-групповой и межгрупповой коммуникации. Информационно-террористическая деятельность все чаще приобретает скрытый, изощренный, заказной и долговременный характер, хорошо обеспечивается материально, ее способы и методы постоянно оттачиваются и совершенствуются от одного террористического акта к другому.

Особую озабоченность вызывает возможность использования террористами новых и нетрадиционных информационных технологий для оказания скрытого информационно-манипулятивного воздействия на сознание и деятельность людей. Так, в частности, отличительной особенностью реализации информационно-коммуникативной стратегии терроризма является активное использование возможностей глобальной сети Интернет.

Относительная дешевизна, простота и доступность современных средств информации позволяют террористам проводить свои преступные акции, находясь на значительно «безопасном» расстоянии от объекта терроризма, оставаться довольно длительное время безнаказанными. При этом наносится значительный материальный и моральный ущерб обществу, государству, личности.

Как показывает практика Интернет, электронная почта, системы цифровой телефонной радиосвязи обеспечивают экстремистам не только более широкие возможности для взаимодействия и пропаганды своих идей, но также для ведения информационных войн.

Об этом в частности свидетельствует появление нового вида преступной деятельности, получившей название «сетевая война» (netwar). Вести ее могут небольшие группы специально подготовленных кибертеррористов и даже одиночки географически отдаленные друг от друга, но тайно общающиеся между собой в «сетевом» формате. Теоретической основой такой деятельности является концепция «сопротивление без руководства», лидера американской радикальной организации «Крайние правые» Л. Бим. Согласно этой концепции все члены группы («ячейки-фантомы») действуют независимо друг от друга и никогда не обращаются в центральную штаб-квартиру или к лидерам за указаниями. Предполагается, что они сами обязаны знать, что и как делать, реагируя на конкретные события. Информационную же подпитку они получают через анонимно распространяемые электронные бюллетени и страницы в Интернете. Указанная форма организации, получившая название networking помогает экстремистам находить союзников, реализовывать свое влияние, а также осуществлять управление проводимыми операциями.

Все это свидетельствует о том, что наблюдаемое в последнее время усиление влияния информационных технологий практически на все сферы жизнедеятельности человечества выдвигают задачу информационного противодействия в разряд основных задач борьбы с терроризмом.

Между тем современные реалии свидетельствуют о том, что информационное противодействие является одним из наименее разработанных направлений антитеррористической деятельности как на уровне международного сотрудничества, так и непосредственно в Российской Федерации.

Более того, само понятие «информационное противодействие» вплоть до настоящего времени не получило своего терминологического определения. По крайней мере, в официальных источниках сущность и содержание информационного противодействия терроризму не определены.

На практике же информационный аспект борьбы с терроризмом предполагает лишь реализацию мер защитного характера. Реализация активных мер информационного противодействия угрозам терроризма в официальных документах не предусматривается.

Так, в Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 данное направление предполагает только лишь предотвращение несанкционированного доступа «…к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом…».

В Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» информационное противодействие предполагается только лишь в рамках статьи 11, определяющей правовой режим контртеррористической операции.

Таким образом, деятельность органов безопасности Российской Федерации по информационному противодействию терроризму предполагается только после совершения теракта и не предусматривает активных предупредительных мер. В этом на наш взгляд уязвимость существующий в Российской Федерации системы информационного противодействия терроризму, поскольку информационное воздействие терроризма носит, как показывает анализ, именно наступательный характер.

Не нашло своего отражения информационное противодействие терроризму и в новой редакции модельного закона СНГ «О борьбе с терроризмом» (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств − участников Содружества Независимых Государств от 17 апреля 2004 года № 23-5). Новеллой данного закона является глава 3 «Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с терроризмом». Несмотря на своё название, глава содержит лишь нормы регламентирующие деятельность СМИ по содействию в борьбе с терроризмом, а также меры профилактики терроризма с использованием средств массовой информации. Статья 9 данного закона определяет ответственность средств массовой информации за нарушения в части содействия борьбе с терроризмом.

Закон, таким образом, не предусматривает ни противодействия информационному терроризму, ни использование информационных технологий в борьбе с терроризмом.

К этому следует добавить также и тот факт, что Российская Федерация в силу ряда обстоятельств вплоть до настоящего времени не присоединилась к Конвенции Совета Европы о киберпреступности, направленной на борьбу с преступлениями в сфере компьютерной информации.

В целом, как показывает анализ, в Российской Федерации вплоть до настоящего времени нормативно-правовая база, регламентирующая информационное противодействие терроризму, особенно с использованием информационных технологий не разработана.

Исключение в этом плане представляют лишь ведомственные нормативные акты правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом (Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Национального антитеррористического комитета). Таким образом, само информационное противодействие терроризму носит ведомственный характер.

На основе анализа реальной политической практики представляется возможным определить информационное противодействие терроризму как комплекс мероприятий по поражению информационного ресурса террористических организаций, блокированию осуществляемых ими информационных процессов и внедрению дезинформации на всех этапах их реализации.

Сущность информационного противодействие терроризму заключается в обеспечении достижения целей государственной антитеррористической политики путем применения специальных средств и способов воздействия на информационный ресурс террористических структур, а также осуществление защиты и эффективного использования собственного информационного ресурса.

  • противодействие идеологии терроризма, сепаратизма, национализма, религиозного экстремизма;
  • информационное обеспечение контртеррористической деятельности через средства массовой информации и другие информационные каналы;
  • прогнозирование террористической угрозы, источников ее формирования и развития, а также условий реализации;
  • поиск, сбор, добывание и анализ оперативной информации о действиях террористических организаций и их пособников;
  • четкое информационное взаимодействие между субъектами контртеррористической деятельности и надежное обеспечение защиты оперативной информации;
  • информационная работа с местным населением, формирование бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности, дисциплинированности и личной ответственности;
  • обучение населения правилам поведения в условиях возрастания террористической угрозы, в случаях террористических акций, своевременная первая помощь, материальная и моральная поддержка лиц, пострадавших от террористов;
  • информационное воздействие на сознание террористов, их пособников, организаторов и вдохновителей, на международные террористические организации;
  • создание организационных, правовых, научных, технических, кадровых, финансовых и других благоприятных условий для эффективного информационного обеспечения контртеррористической деятельности.

В настоящее время систему информационного противодействия терроризму в РФ составляют соответствующие структуры Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и ряда других структур.

Наиболее целенаправленно деятельность по информационному противодействию терроризму осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом.

Так, по материалам открытой печати в рамках разработанной Национальным антитеррористическим комитетом федеральной целевой программы «Антитеррор 2008 – 2012» предполагается реализовать более семидесяти мероприятий, цель которых – создание учебной базы для подготовки специалистов антитеррористических подразделений, формирование единой информационной среды, а также ввод в эксплуатацию новых технических средств выявления и пресечения террористической деятельности.

Важнейшим направлением информационного противодействия международному терроризму является развитие сотрудничества государств СНГ, других региональных организаций и ООН.

Так, в рамках Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ в целях накопления, обобщения и систематизации информации в сфере борьбы с терроризмом, а также повышения межгосударственного информационного взаимодействия создана и эксплуатируется межгосударственная автоматизированная информационная система – Специализированный банк данных АТЦ СНГ. Тематический перечень накапливаемых в нем сведений, определенный Положением об АТЦ СНГ, первоначально включал информацию о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, причастных к ним лицах; состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма, а также о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

По мере развития Специализированного банка данных, с учетом расширения и уточнения приоритетных направлений деятельности Центра сформирован ряд тематических информационных массивов. В их числе массивы, содержащие сведения в отношении лиц, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического характера; юридических и физических лиц, финансирующих террористические и экстремистские организации; лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников.

Реальным вкладом в развитие международного анти террористического взаимодействия является разработка Антитеррористическим центром СНГ концепции сотрудничества органов безопасности и спецслужб в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму. В рамках данной концепции Антитеррористическим центром СНГ реализуется комплекс мер, направленных на создание единого правового поля в сфере информационного противодействия терроризму.

Информационное противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений деятельности ОДКБ. Реализуемые в данной области мероприятия предполагают содействие становлению и укреплению потенциала коллективного информационного противодействия террору, наркоугрозе и другим вызовам на пространстве ОДКБ.

С этой целью Организация наращивает международные связи, находит сторонников и союзников в наиболее влиятельных СМИ, привлекает к сотрудничеству писателей, ученых, деятелей культуры, организует работу так, чтобы на экранах и печатных полосах появлялись правдивые материалы контртеррористической, антинаркотической тематики, против экстремизма и идеологии насилия.

В рамках Целевой программы предусмотрено создание в формате ОДКБ Совета по координации информационной политики, который формировал бы приоритетные направления совместной работы. Предполагается, что это будет вспомогательный орган при ОДКБ, который при должной инициативе и активности его участников мог бы стать важным компонентом в работе по реализации целей и задач ОДКБ и, прежде всего, по антитеррору.

Таким образом, информационное противодействие терроризму, осуществляемое в Российской Федерации и региональных структурах СНГ предполагает комплексную реализацию системы мер по профилактике и предупреждению терроризма посредством сбора и анализа информации о террористических структурах и их нейтрализации посредством использования информационных ресурсов, прежде всего с помощью СМИ.

Зарубежный опыт информационного противодействия терроризму несколько отличается от российского.

Так, например, в США информационное противодействие терроризму реализуется посредством информационных операций, под которыми понимаются «действия, направленные на достижение информационного превосходства путем воздействия на информацию противника, основанные на информации процессы, информационные системы и компьютерные сети, и принятие мер по защите собственной информации».

В зависимости от объектов воздействия информационные операции наступательного характера западные специалисты подразделяют на три основных вида:

  • нападение на инфраструктуры противника в целях нанесения ущерба накопленной информации или информационным системам;
  • дезинформация противника путем манипулирования фактами (их искажение или фальсификация), с тем, чтобы вынудить его осуществлять действия не соответствующие его интересам;
  • оказание влияния на волю и настроения (психологические операции) общества в целом, его отдельных групп или индивидов, с тем, чтобы вызвать страх, породить раскол или брожение, а также другие негативные явления.

Последние два вида информационных операций считаются наиболее приемлемыми в борьбе с международным терроризмом. Психологическое воздействие на население позволяет внушить обществу отрицательное отношение к фанатизму, насилию, расизму и т. д., что лишает террористов поддержки, ограничивает их возможности в вербовке пополнения и добывания финансовых средств.

Особым направлением информационного противодействия терроризму в США и ряде западных стран является использование информационных технологий.

Например, еще в июне 2004 года руководители американского, британского и австралийского антитеррористических центров объявили о намерении создать единую информационную сеть, которая, «позволит предотвращать акции Аль-Каиды и союзных с ней формирований на всей территории земного шара». Основным направлением работы этой сети должно стать максимальное информационное покрытие всех потенциально опасных зон и регионов мира и непрерывная циркуляция данных о предполагаемых терактах или перемещениях террористов для оперативного принятия компетентными службами соответствующих мер.

В результате была создана структура, которая полностью повторяла систему глобального радиоперехвата ECHELON времен мировой войны. Участниками современной глобальной антитеррористической сети являются: в США – Национальный контртеррористический цент, В Великобритании – Объединенный Центр анализа терроризма, в Австралии – Национальный центр распределения угроз, в Канаде – Объединенный центр распределения угроз, в Новой Зеландии – Совместная группа распределения угроз.

Кроме структуры и состава участников, создатели глобальной антитеррористической сети взяли у ECHELON еще одну идею – создание единой технологической площадки для взаимного обмена информацией.

Так, по оценкам западных специалистов, только на каналах мобильной и стационарной телефонной связи эта система ежегодно перехватывает по всему миру и обрабатывает не менее 4 млрд. переговоров.

Сформированная глобальная антитеррористическая сеть используется также для перехвата и обработки информации, в том числе зашифрованной, циркулирующей в системах высокоскоростной кабельной связи в подземном, наземном и подводном исполнении. Важным направлением использования системы в борьбе против терроризма является фильтрация и обработка сообщений электронной почты и файлов, передаваемых через сеть Интернет. Что касается обработки файлов, передаваемых через сеть особенно цифровых фотографий и другой графики, то средствами системы ECHELON осуществляется их сканирование и статистический анализ на наличие стенограмм, которыми потенциально могут пользоваться террористические организации для скрытой передачи зашифрованных конфиденциальных данных. В случае обнаружения закамуфлированных криптограмм производится их расшифровка с использованием имеющихся программных средств.

Таким образом, анализ существующей практики и тенденций развития информационного противодействия терроризму свидетельствует о различных подходах к предотвращению и нейтрализации угроз терроризма. Эффективное решение этой задачи требует координации усилий, базирующихся на общедоступном обмене информации, о достижениях в области информационной безопасности как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это обусловлено тем, что современная глобализация предполагает и глобализацию терроризма, выход его на транснациональный (международный) уровень и соответственно глобализацию информационного противодействия ему.

Бочарников Игорь Валентинович

По нашему мнению следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой либо сфере, например в политической сфере).

Информационное противоборство (борьба) – форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

Политическая,

Дипломатическая,

Финансово-экономическая,

Инновационная

Военная.

Геополитическое информационное противоборство (ГИП) – одна из современных форм борьбы между государствами, а также система мер, проводимых одним государством с целью нарушения информационной безопасности другого государства, при одновременной защите от аналогичных действий со стороны противостоящего государства.

Геополитический стратегический политический анализ

ЦЕЛИ:

1. Анализ и прогноз развития ситуации во всех важнейших сферах своего государства и геополитического конкурента – политической, дипломатической, финансово-экономической, военной.

2. Подготовка возможных вариантов и расчет последствий управляющих информационных воздействий.


Геополитическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях настоящей действительности.

Основные принципы геополитического прогнозирования

системность

согласованность

непрерывность

верифицируемость

альтернативность

рентабельность

Основные задачи геополитического прогнозирования

Избежать нежелательных результатов развития событий

Приспособиться к неизбежному

Ускорить вероятное развитие конкретного события в желательном направлении

Основные методы геополитического прогнозирования

По признаку информационного обоснования

Фактографические

Экспертные

Комбинированные

По принципу обработки информации

1. Статистические (Экстраполяция, Интерполяция, Факторный анализ, Корреляционный анализ).

2. Опережающие.

3. Аналогий (математические аналогии, исторические аналогии).

4. Прямые экспертные оценки (экспертный опрос, экспертный анализ).

5. Экспертные оценки с обратной связью.

Что же лежит в основе геополитического прогнозирования?

На наш взгляд, верен подход о необходимости сценарного анализа мира на основе стратегического анализа.

Этапы процесса управления ГИП

1. Прогнозирование и планирование.

2. Организация и стимулирование.

3. Обратная связь.

4. Регулирование.

5. Контроль исполнения.

Этапы выработки решения в ходе ГИП

1. Оценка обстановки:

Определение состава показателей и критериев,

Оценка достоверности поступивших данных,

Анализ состояния объекта управления,

Анализ состояния субъекта управления,

Анализ отклонений.

2. Целеполагание.

3. Определение замысла решения.

4. Формирование вариантов решения (их должно быть не менее ТРЕХ).


Целью геополитического информационного противоборства является хаос в системах принятия решений и управления противостоящего государства, манипулирование общественным мнением (глобальным, региональным, национальным), а также обеспечение информационной безопасности России для обеспечения эффективного функционирования в мировом информационном пространстве.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, системы передачи данных, радиоэлектронные средства, системы защиты информации и т. д.).

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений.

Информационное противоборство (в политической сфере) включает три составные части.

Первая – стратегический политический анализ.

Вторая – информационное воздействие.

Третья – информационное противодействие.


Стратегический политический анализ – это комплекс мероприятий по добыванию информации о противнике (конкуренте) и условиях информационного противоборства; сбору информации о своих союзниках; обработке информации и обмену ею между членами своего политического содружества в целях организации и ведения действий.

Информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

Второй составной частью информационного противоборства является информационное воздействие. Оно включает и мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией, внедрению дезинформации.

Третью часть составляют мероприятия информационного противодействия (защиты), включающие действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач управления политическими процессами, и блокирования дезинформации, распространяемой и внедряемой в систему формирования мирового и российского общественного мнения конкурентами (противниками).

Уровни ведения информационного противоборства:

стратегический,

оперативный,

тактический.


В основном, на стратегическом уровне информационного геополитического противоборства должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный национальный капитал – на оперативном и тактическом уровнях.

Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным информационным потенциалом (прежде всего США, Китай, Великобритания), который может обеспечить им достижение глобальных политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной войны. Кроме того, в конце 20 века активными игроками в сфере информационной войны стали трансекциональные корпорации.

Необходимо также определить содержание понятия «воздействие».

Воздействие – действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь.

В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственное (контактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Существуют определенные характеристики функционирования информации в обществе: размах циркуляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональная окраска информации, способ производства, цель производства.

Именно воздействие является целью производства информации.

Если же говорить о социальных объектах, то к ним можно отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество. Основными социальными элементами общества являются социальные группы и отдельные индивиды.

Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального геополитического информационного противоборства, необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности России. Данная система должна обеспечить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т. е. защите МАТРИЦ СОЗНАНИЯ россиян от негативных информационных потоков геополитических и геоэкономических противников России).

Ее основная задача – обеспечение психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное), на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массовой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое стало влиять колоссальным образом на политические процессы в обществе, особенности функционирования информационно-психологической среды общества. Поэтому система формирования общественного мнения также является одним из основных объектов информационно-психологического обеспечения. Следовательно, необходимо изучение особенностей формирования и функционирования общественного мнения при вооруженных конфликтах, на основе которого следует выработать практические пути обеспечения психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационное оружие – это устройства и средства, предназначенные, для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

Объектами воздействия могут являться:

1. Информационно-технические системы.

2. Информационно-аналитические системы.

3. Информационно-технические системы, включающие человека.

4. Информационно-аналитические системы, включающие человека.

5. Информационные ресурсы.

6. Системы формирования общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и пропаганды.

7. Психика человека.

Автор считает, что в тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используется против психики человека (или социальной группы), то речь должна идти об информационно-психологическом противоборстве. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационного противоборства (в чистом виде). Это информационно-технические и информационно-аналитические системы (не включающие человека) – информационно-техническое противоборство. Психика человека – информационно-психологическое противоборство.

Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными.

Рассматривая теорию информационного противоборства в политической сфере, следует учитывать, что, она происходит на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

В основном, на стратегическом уровне должна действовать высшая политическая элита, а информационные подразделения различных государственных структур – на оперативном и тактическом уровнях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!